Что же такое плоскостопие?
Комплекс упражнений состоит из нескольких видов:
- специальные упражнения;
- общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп ( имеющие большое значение, так как плоскостопие часто развивается у людей физически ослабленных);
- упражнения на воспитание правильной осанки (плоскостопие часто сопутствует нарушениям осанки);
- упражнения на расслабление.
Оздоровительная роль плавания по сравнению с другими видами физических упражнений заключается в разнообразном воздействии воды на организм человека, которое связано с физическими, химическими, термическими и механическими свойствами водной среды. В воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно- двигательный аппарат от давления на него веса тела(что снижает статическое напряжение мышц и исключает риск травматизма), создаёт условия для коррегирования нарушений осанки. Работа мышц без твёрдой опоры способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в сочлениях костей у детей, что стимулирует рост тела в длину.
При проведении занятий соблюдаются основные правила поведения в бассейне:
- правила личной гигиены при посещении бассейна;
- соблюдение тишины;
- выполнение чётких инструкций ведущего занятие.
Занятия проводятся два раза в неделю длительностью по 40 мин. Курс занятий рассчитан на 3 месяца. Оценка эффективности проводится по истечении курса с помощью плантографии. К занятиям допускаются дети со статистическим и рахитическим плоскостопием в возрасте 7-12 лет.
Цели и задачи программы
Цель- реабилитация людей, имеющих ухудшения в здоровье, которые можно исправить или компенсировать с помощью специально подобранных средств в водной среде.
Основными задачами являются:
1.Достижение и в дальнейшем поддержание желаемого состояния уровня здоровья, повышение качества жизни, профилактика заболеваний, связанных с возрастом и вредными воздействиями окружающей среды;
2.коррекция положения стопы и закрепления его путём укрепления мышц стопы и голени. Поэтому в плавании применяются специальные упражнения на укрепление мышц голени и стопы, подошвенных мышц. Исключаются ходьба с развёрнутыми стопами, на внутреннем крае стопы, когда сила тяжести приходится на внутренний свод стопы.
Комплекс упражнений
1-2 день
1.Изучение работы ногами при способе плавания кролем
2.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.
3.И.П.- стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Велосипед»
4.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)
5.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.
6.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)
7.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.
8.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.
9.И.П.- стоя на глубине- вода до груди, выполнять упражнение «Гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивать ногу вперёд. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10-15 м.
10.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием.
11.Ходьба на носках.
12.Игра «Прыжки»
13.Игра «Море волнуется»
3-4 день
1.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием.
2.Выпрыгивания из воды.
3.Изучение работы ногами при способе плавания кролем
4.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.
5.И.П.- стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Велосипед»
6.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)
7.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.
8.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)
9.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.
10.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.
11.Ходьба на пятках
12.Игра «Прыжки»
13.Игра «Море волнуется»
5-6 день
1.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.
2.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.
3.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.
4.И.П.- стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Велосипед»
5.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)
6.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.
7.И.П.- стоя на глубине- вода до груди, выполнять упражнение «Гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивать ногу вперёд. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10-15 м.
8.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием.
9.Ходьба на наружных сводах стоп.
10.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.
11.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.
12.Игра «Аист»
13.Игра «Невод»
7-8 день
1.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.
2.И.П.- стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Велосипед»
3.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)
4.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.
5.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)
6.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.
7.И.П.- стоя на глубине- вода до груди, выполнять упражнение «Гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивать ногу вперёд. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10-15 м.
8.И.П.- стоя спиной к бортику, держась за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед»
9.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.
10.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.
11.Ходьба с параллельной постановкой стоп.
12.Игра «Аист»
13.Игра «Невод»
9-10 день
1.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)
2.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.
3.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.
4.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)
5.И.П.- стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Велосипед»
6.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.
7.Ходьба на носках.
8.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.
9.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.
10.Игра «Прыжки»
11.Плавание в ластах(ноги работают кролем)
12.Игра «Сядь и встань»
13.Игра «Уточки»
11-12 день
1.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием.
2.Выпрыгивание из воды.
3.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.
4.И.П.- стоя спиной к бортику, держась за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед»
5.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)
6.Ходьба на пятках
7.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)
8.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.
9.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.
10.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.
11.Плавание в ластах(ноги работают кролем)
12.Игра «Сядь и встань»
13.Игра «Уточки»
13-14 день
1.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.
2.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.
3.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.
4.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.
5.Ходьба на носках.
6.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.
7.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.
8.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)
9.И.П.- стоя на глубине- вода до груди, выполнять упражнение «Гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивать ногу вперёд. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10-15 м.
10.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием.
11.Ходьба на наружных сводах стоп.
12.Игра «Дельфины»
13.Игра «Стрелка с мотором»
15-16 день
1.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.
2.И.П.- стоя спиной к бортику, держась за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед»
3.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)
4.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.
5.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)
6.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.
7.И.П.- стоя на глубине- вода до груди, выполнять упражнение «Гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивать ногу вперёд. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10-15 м.
8.Выпрыгивание из воды.
9.Ходьба на носках.
10.Ходьба на наружных сводах стоп.
11.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.
12.Игра «Дельфины»
13.Игра «Стрелка с мотором»
17-18 день
1.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.
2.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.
3.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)
4.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)
5.Выпрыгивание из воды.
6.Ходьба на пятках
7.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.
8.Ходьба на носках.
9.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.
10.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием.
11.Плавание в ластах(ноги работают кролем)
12.Игра «Фонтан»
13.Игра «Цапля»
19-20 день
1.И.П.- стоя спиной к бортику, держась за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед»
2.Ходьба на пятках
3.Ходьба с параллельной постановкой стоп.
4.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.
5.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.
6.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)
7.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)
8.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.
9.Ходьба на носках.
10.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.
11.Плавание в ластах(ноги работают кролем)
12.Игра «Фонтан»
13.Игра «Цапля»
21-22 день
1.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.
2.И.П.- стоя спиной к бортику, держась за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед»
3.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)
4.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.
5.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)
6.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.
7.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.
8.И.П.- стоя на глубине- вода до груди, выполнять упражнение «Гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивать ногу вперёд. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10-15 м.
9.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием.
10.Ходьба на пятках
11.Плавание в ластах(ноги работают кролем)
12.Игра «Прыжки»
13.Игра «Стрелка с мотором»
23-24 день
1.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)
2.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.
3.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.
4.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)
5.И.П.- стоя спиной к бортику, держась за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед»
6.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.
7.Ходьба на носках.
8.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.
9.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.
10.Ходьба на наружных сводах стоп.
11.Плавание в ластах(ноги работают кролем)
12.Игра «Невод»
13.Игра «Цапля»
Игры
1.«Прыжки»
На мелком месте в воде подпрыгивать на двух ногах, пытаясь выскочить выше её поверхности.
2.«Море волнуется»
Дети становятся в колонну по одному в воде по пояс. По команде взрослого: «Море волнуется!» - они разбегаются в произвольном направлении, окунаются, руками поднимая волны. После слов взрослого: «Ветер стих, море успокоилось!» - ребята быстро занимают свои места в колонне. В игре можно использовать построение в шеренгу, в круг, в два круга.
3.«Аист»
На мелком месте предложить постоять на одной ноге, подняв вторую ногу, согнутую в колене, над водой(как аист). Кто простоит дольше?
4. «Невод»
Играющие делятся на рыбаков(двое детей) и рыбок. Рыбаки берутся за руки, по сигналу взрослого бегут за одной из рыбок, стараясь окружить её. Пойманная рыбка становится рыбаком и присоединяется к ловящим, и так образуется длинный невод. Ловящим надо крепко держаться за руки, так как разорванным неводом рыбу ловить нельзя. Игра кончается, когда все рыбы переловлены.
5. «Сядь и встань»
На глубине воды по пояс предлагается сесть и встать без помощи рук (не опираясь руками о дно).
6. «Уточки»
Присев в воде, дети передвигаются вдоль берега, покачиваясь с боку на бок и хлопая по воде
7. «Дельфины»
Дети произвольно располагаются в воде. Они присаживаются, погружаясь с головой под воду, потом выскакивают из неё. Затем задание усложняется: выпрыгивая из воды, дети взмахивают руками вверх и ныряет головой вперёд.
8. «Стрелка с мотором»
Во время скольжения на груди (или на спине) дети совершают лёгкие движения ногами вверх-вниз, вспенивая воду.
9. «Фонтан»
Стоя в кругу, дети берутся за руки и рассчитываются на первый-второй. Первые номера остаются стоять и поддерживают за руки вторые номера, которые ложатся на спину ногами внутрь круга и проделывают ими лёгкие движения вниз - вверх, вспенивая носками воду. Через некоторое время играющие меняются ролями.
10. «Цапля»
Дети, войдя в воду по колено, ходят по дну вдоль берега, высоко поднимая ноги, стараясь перешагнуть над поверхностью воды.