Что же такое плоскостопие?

 

Комплекс упражнений состоит из нескольких видов:                                                                     

  • специальные упражнения;
  • общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп ( имеющие большое значение, так как плоскостопие часто развивается у людей физически ослабленных);
  • упражнения на воспитание правильной осанки (плоскостопие часто сопутствует нарушениям осанки);
  • упражнения на расслабление.

 Оздоровительная роль плавания по сравнению с другими видами физических упражнений заключается в разнообразном воздействии воды на организм человека, которое связано с физическими, химическими, термическими и механическими свойствами водной среды. В воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно- двигательный аппарат от давления на него веса тела(что снижает статическое напряжение мышц и исключает риск травматизма), создаёт условия для коррегирования нарушений осанки. Работа мышц без твёрдой опоры способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в сочлениях костей у детей, что стимулирует рост тела в длину.

При проведении занятий соблюдаются основные правила поведения в бассейне:                                                                                                                                                        

  • правила личной гигиены при посещении бассейна;
  • соблюдение тишины;
  • выполнение чётких инструкций ведущего занятие.

Занятия проводятся два раза в неделю длительностью по 40 мин. Курс занятий рассчитан на 3 месяца. Оценка эффективности проводится по истечении курса с помощью плантографии. К занятиям допускаются дети со статистическим и рахитическим  плоскостопием в возрасте 7-12 лет.

                   Цели и задачи программы

Цель- реабилитация людей, имеющих ухудшения в здоровье, которые можно исправить или компенсировать с помощью специально подобранных средств в водной среде.

Основными задачами являются:

1.Достижение и в дальнейшем поддержание желаемого состояния уровня здоровья, повышение качества жизни, профилактика заболеваний, связанных  с возрастом и вредными воздействиями окружающей среды;

2.коррекция положения стопы и закрепления его путём укрепления мышц стопы и голени. Поэтому в плавании применяются специальные упражнения на укрепление мышц голени и стопы, подошвенных мышц. Исключаются ходьба   с развёрнутыми стопами, на внутреннем крае стопы, когда сила тяжести приходится на внутренний свод стопы.                                                                                                              

Комплекс упражнений  

1-2 день

1.Изучение работы ногами при способе плавания кролем

2.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.

3.И.П.- стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Велосипед»

4.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)

5.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.

6.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)

7.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать  шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.

8.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.

9.И.П.- стоя на глубине- вода до груди, выполнять упражнение «Гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивать ногу вперёд. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10-15 м.

10.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады   с покачиванием.

11.Ходьба на носках.

12.Игра «Прыжки»

13.Игра «Море волнуется»

 3-4 день

1.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием.

2.Выпрыгивания из воды.

3.Изучение работы ногами при способе плавания кролем

4.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.

5.И.П.- стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Велосипед»

6.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)

7.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.

8.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)

9.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать  шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.

10.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.

11.Ходьба на пятках

12.Игра «Прыжки»

13.Игра «Море волнуется»

 5-6 день

1.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.

2.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.

3.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.

4.И.П.- стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Велосипед»

5.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)

6.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.

7.И.П.- стоя на глубине- вода до груди, выполнять упражнение «Гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивать ногу вперёд. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10-15 м.

8.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады  с покачиванием.

9.Ходьба на наружных сводах стоп.

10.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.

11.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.

12.Игра «Аист»

13.Игра «Невод»

 7-8 день

 1.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.

2.И.П.- стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Велосипед»

3.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)

4.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.

5.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)

6.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать  шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.

7.И.П.- стоя на глубине- вода до груди, выполнять упражнение «Гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивать ногу вперёд. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10-15 м.

8.И.П.- стоя спиной к бортику, держась за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед»

9.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.

10.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.

11.Ходьба с параллельной постановкой стоп.

12.Игра «Аист»

13.Игра «Невод»

 9-10 день

 1.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)

2.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать  шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.

3.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.

4.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)

5.И.П.- стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Велосипед»

6.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.

7.Ходьба на носках.

8.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.

9.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.

10.Игра «Прыжки»

11.Плавание в ластах(ноги работают кролем)

12.Игра «Сядь и встань»

13.Игра «Уточки»

 11-12 день

1.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием.

2.Выпрыгивание из воды.

3.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.

4.И.П.- стоя спиной к бортику, держась за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед»

5.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)

6.Ходьба на пятках

7.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)

8.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать  шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.

9.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть  на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.

10.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.

11.Плавание в ластах(ноги работают кролем)

12.Игра «Сядь и встань»

13.Игра «Уточки»

 13-14 день

1.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.

2.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать  шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.

3.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.

4.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.

5.Ходьба на носках.

6.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.

7.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.

8.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)

9.И.П.- стоя на глубине- вода до груди, выполнять упражнение «Гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивать ногу вперёд. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10-15 м.

10.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием.

11.Ходьба на наружных сводах стоп.

12.Игра «Дельфины»

13.Игра «Стрелка с мотором»

15-16 день

1.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.

2.И.П.- стоя спиной к бортику, держась за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед»

3.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)

4.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.

5.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)

6.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать  шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.

7.И.П.- стоя на глубине- вода до груди, выполнять упражнение «Гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивать ногу вперёд. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10-15 м.

8.Выпрыгивание из воды.

9.Ходьба на носках.

10.Ходьба на наружных сводах стоп.

11.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.

12.Игра «Дельфины»

13.Игра «Стрелка с мотором»

 17-18 день

1.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.

2.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.

3.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)

4.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)

5.Выпрыгивание из воды.

6.Ходьба на пятках

7.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.

8.Ходьба на носках.

9.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.

10.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием.

11.Плавание в ластах(ноги работают кролем)

12.Игра «Фонтан»

13.Игра «Цапля»

 19-20 день

 1.И.П.- стоя спиной к бортику, держась за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед»

2.Ходьба на пятках

3.Ходьба с параллельной постановкой стоп.

4.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.

5.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.

6.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)

7.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)

8.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.

9.Ходьба на носках.

10.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать  шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.

11.Плавание в ластах(ноги работают кролем)

12.Игра «Фонтан»

13.Игра «Цапля»

 21-22 день

1.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.

2.И.П.- стоя спиной к бортику, держась за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед»

3.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)

4.Выполнять общеразвивающие упражнения у бортика: повороты, наклоны.

5.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)

6.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать  шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.

7.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.

8.И.П.- стоя на глубине- вода до груди, выполнять упражнение «Гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивать ногу вперёд. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10-15 м.

9.Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием.

10.Ходьба на пятках

11.Плавание в ластах(ноги работают кролем)

12.Игра «Прыжки»

13.Игра «Стрелка с мотором»

 23-24 день

1.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, движения стопой( сгибание и разгибание, разворот носка, вращение)

2.И.П.- стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведёнными в сторону руками, сделать  шаг вперёд одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в И.П.

3.И.П.- стоя у бортика, держась за него рукой, перекатывать ногами по дну мячик.

4.И.П.- стоя лицом к бортику, приседания на носках(можно держаться за бортик)

5.И.П.- стоя спиной к бортику, держась за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед»

6.И.П.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься.

7.Ходьба на носках.

8.И.П.- стоя на глубине- вода по пояс, руки вытянуть перед собой, присесть на корточки на пальцы ног. Вернуться в И.П.

9.И.П.- стоя на глубине- вода до плеч, руки на поясе. Перекатываться с пятки на носок.

10.Ходьба на наружных сводах стоп.

11.Плавание в ластах(ноги работают кролем)

12.Игра «Невод»

13.Игра «Цапля»

 Игры

1.«Прыжки»

На мелком месте в воде подпрыгивать на двух ногах, пытаясь выскочить выше её поверхности.

2.«Море волнуется»

Дети становятся в колонну по одному в воде по пояс. По команде взрослого: «Море волнуется!» - они разбегаются в произвольном направлении, окунаются, руками поднимая волны. После слов взрослого: «Ветер стих, море успокоилось!» - ребята быстро занимают свои места в колонне. В игре можно использовать построение в шеренгу, в круг, в два круга.

3.«Аист»

На мелком месте предложить постоять на одной ноге, подняв вторую ногу, согнутую в колене, над водой(как аист). Кто простоит дольше?

4. «Невод»

Играющие делятся на рыбаков(двое детей) и рыбок. Рыбаки берутся за руки,  по сигналу взрослого бегут за одной из рыбок, стараясь окружить её. Пойманная рыбка становится рыбаком и присоединяется к ловящим, и так образуется длинный невод. Ловящим надо крепко держаться за руки, так как разорванным неводом рыбу ловить нельзя. Игра кончается, когда все рыбы переловлены.

5. «Сядь и встань»

На глубине воды по пояс предлагается сесть и встать без помощи рук (не опираясь руками о дно).

6. «Уточки»

Присев в воде, дети передвигаются вдоль берега, покачиваясь с боку на бок и хлопая по воде

7. «Дельфины»

Дети произвольно располагаются в воде. Они присаживаются, погружаясь               с головой под воду, потом выскакивают из неё. Затем задание усложняется: выпрыгивая из воды, дети взмахивают руками вверх и ныряет головой вперёд.

8. «Стрелка с мотором»

Во время скольжения на груди (или на спине) дети совершают лёгкие движения ногами вверх-вниз, вспенивая воду.

9. «Фонтан»

Стоя в кругу, дети берутся за руки и рассчитываются на первый-второй. Первые номера остаются стоять и поддерживают за руки вторые номера, которые ложатся на спину ногами внутрь круга и проделывают ими лёгкие движения вниз - вверх, вспенивая носками воду. Через некоторое время играющие меняются ролями.

10. «Цапля»

Дети, войдя в воду по колено, ходят по дну вдоль берега, высоко поднимая ноги, стараясь перешагнуть над поверхностью воды.