«Вода-источник жизни»
«Вода-источник жизни»
Пауло Коэльо
Именно поэтому, цель работы МАУ "ЦФКС" — помочь людям улучшить своё здоровье, физическую выносливость и работоспособность.
Уже 16 лет в городе Нефтегорск работает бассейн "Нептун" построенный при поддержке МО ВПП «Единая Россия» м.р. Нефтегорский.
Основным видом деятельности МАУ "ЦФКС" является оказание спортивно-оздоровительных услуг населению, пропаганда массового спорта (по разделу плавание) и здорового образа жизни.
Для этого были заключены договора со всеми МОУ СОШ Нефтегорского района и регулярно в первую половину учебного дня проводятся уроки физической культуры по разделу плавание, а с 15:00 до 18:00 секции.
«Плавание- спорт, занятие которым преображает фигуру, формирует культуру оптимизма, культуру бодрости»
А.В. Луначарский
На базе нашего учреждения проводятся бесплатные занятия детей и взрослых для развития и совершенствования навыков плавания, укрепления семейных отношений.
Около 150 человек занимаются в 10 группах под руководством опытных тренеров-преподавателей.
Воспитанники МАУ "ЦФКС"принимают активное участие в областных соревнованиях по плаванию и защищают спортивные разряды.
Помимо бесплатных занятий МАУ "ЦФКС" заключает договора с организациями на платной основе для оздоровления их сотрудников.
«Вода — это колыбель цивилизации,наша прародительница. Погружаясь в неё, мы лишь возвращаемся в лоно природы»
Циолковский
О Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области до 2020 года
«О Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области до 2020 года» Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для жителей Самарской области вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: - создание современной системы физкультурно-спортивного воспитания населения Самарской области; -модернизация системы физического воспитания различных групп населения, в том числе в образовательных учреждениях; - модернизация системы физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; -совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы физической культуры и спорта Самарской области; - совершенствование системы медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; - разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни; - совершенствование кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта; -развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта. Стратегией определен комплекс мер, реализация которых позволит планомерно решать поставленные задачи. В Стратегии обозначены целевые ориентиры развития физической культуры и спорта в Самарской области и этапы их реализации: 2010 - 2015 и 2015 - 2020 годы. Планируется, что в результате реализации стратегии, Самарская область выйдет на общероссийский уровень по количеству спортсооружений и людей, занимающихся физкультурой и спортом. На основе данной стратегии будет разработана целевая программа. Губернатор Владимир Артяков: «К решению данного вопроса должны подключиться все профильные министерства и муниципальные образования. Мы должны создать такую атмосферу, чтобы заниматься физкультурой и спортом стало модно и престижно. Работа нам предстоит большая. Все муниципалитеты должны разработать собственные целевые программы по развитию физкультуры и спорта. Главы городов и районов должны уделять внимание строительству новых спортивных объектов и задействовать уже имеющиеся. Школьные спортзалы и спортивные секции не должны простаивать», - подчеркнул глава региона. Как сообщил министр спорта, туризма и молодежной политики Сергей Бамбуров, в настоящее время на территории региона систематически занимаются спортом лишь 12,5% населения. Этот показатель значительно ниже общероссийского и показателей других регионов ПФО. Самарская область обеспечена спортивными сооружениями лишь на 17,6% от норматива. Основными проблемами развития физкультуры и спорта являются отсутствие единого подхода к данному вопросу в муниципалитетах, непроработанные целевые программы и недостаточность финансирования. Планируется, что в результате реализации стратегии, Самарская область выйдет на общероссийский уровень по количеству спортсооружений и людей, занимающихся физкультурой и спортом. На основе данной стратегии будет разработана целевая программа. Реализация стратегии развития физкультуры и спорта будет находиться на особом контроле у правительства Самарской области. По поручению губернатора раз в полгода будет изучаться продуктивность сделанной работы. Стратегия развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года. 1. Общие положения. Стратегия развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р и Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 №129. В настоящей Стратегии определяются цели, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года в Самарской области. Поддержание оптимальной физической активности является существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения и помогающим в решении задачи создания условий для роста благосостояния населения Самарской области, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Как показывает практика физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, однако ухудшение состояния здоровья людей и снижение уровня физической подготовки всех категорий населения, особенно молодежи, говорят об имеющихся проблемах в развитии физической культуры и спорта. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо Самарской области, так как это наименее затратные и наиболее эффективные средства морального и физического оздоровления жителей области. Правовую базу настоящей Стратегии составляют: -Конституция Российской Федерации; -Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; -Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р. 2. Характеристика состояния физической культуры и спорта в Самарской области. Сфера физической культуры и спорта Самарской области характеризуется следующими показателями. Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу проводят 138 учреждений дополнительного образования детей (в том числе 85 детско-юношеских спортивных школ), 186 физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства, 457 клубов физической культуры предприятий и организаций, 28 организаций адаптивной физической культуры, более 80 федераций по видам спорта. Численность занимающихся физической культурой и спортом составляет 397852 человек, что составляет 12,5% от общей численности населения Самарской области. В том числе: -женщин – 159878 чел. (40,1% от общего числа занимающихся); -инвалидов – 5080 чел.(1,2% от общего числа инвалидов проживающих в Самарской области). Общая численность штатных работников физической культуры и спорта составляет 6358 человек, из них с высшим специальным образованием – 4211 чел. (66,2% от общей численности), со средним специальным образованием – 1133 чел.(17,8%). В сельской местности работают 1173 специалиста (18,4%). Подготовку физкультурных кадров в Самарской области осуществляют Самарский государственный педагогический университет, Тольяттинский государственный университет (адаптивная физическая культура) и государственное училище олимпийского резерва г. Самары. В структуру материально-технической базы физической культуры и спорта входят 3981 спортивное сооружение, в том числе 43 стадиона, 1355 спортивных залов, 57 плавательных бассейнов, 1953 плоскостных сооружений, 18 лыжных баз, 106 стрелковых тира. В сельской местности находится 1703 спортивных сооружения (42,8% от общего числа спортсооружений). Единовременная пропускная способность спортивных сооружений составляет 106351 человек, что составляет 17,6% от нормативной пропускной способности. В Самарской области медицинским обеспечением массового спорта и физической культуры, спорта высших достижений занимается государственное учреждение здравоохранения «Самарская областная больница им. М.И.Калинина». Количество лиц, занимающихся физической культурой и спортом, нуждающихся в ежегодных обязательных углубленных медицинских осмотрах, составляет 16360 человек, при пропускной способности данного учреждения 5850 человек в год. Существующая пропускная способность учреждений врачебно-физкультурной службы Самарской области и ее организационная структура устарели и не могут в полном объеме обеспечить выполнение задач по медицинскому обеспечению лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Состояние сферы физической культуры и спорта в Самарской области в целом позволяет решать задачи развития массового спорта и спорта высших достижений. Однако ситуация с ухудшением состояния здоровья населения, с негативными явлениями в молодежной среде свидетельствует о недостаточной эффективности использования ресурсов физической культуры и спорта в физическом и духовном оздоровлении людей. Она напрямую связана со снижением уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствием возможности у большей части населения заниматься физической культурой и спортом. Проблемы в развитии физической культуры и спорта связаны, в первую очередь, с их недостаточным финансированием. До 90-х годов финансирование деятельности спортивных клубов, добровольных спортивных обществ, детско-юношеских спортивных школ, строительство и содержание спортивных объектов осуществлялось, в основном, за счет средств предприятий, профсоюзных организаций и Фонда социального страхования. В настоящее время финансовое обеспечение физической культуры и спорта Самарской области осуществляется, главным образом, за счет бюджетных средств, в том числе 75% - из областного бюджета, 5,9% - из бюджетов муниципальных образований, 2,3% - из федерального бюджета и лишь 16,8% - из внебюджетных источников финансирования. В большинстве муниципальных образований Самарской области финансирование физической культуры и спорта осуществляется по остаточному принципу. Недостаточное финансирование физической культуры и спорта негативным образом сказывается на организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, в учебных заведениях, в трудовых и производственных коллективах. Сдерживающим фактором развития физической культуры и спорта является отсутствие единого подхода к организации управления этой сферой деятельности в муниципальных образованиях Самарской области. В 19 из 27 муниципальных районов Самарской области непосредственные функции по организации физической культуры и спорта выполняет только один штатный специалист, только в каждом четвертом поселении введены ставки инструкторов – методистов по физической культуре. Область испытывает дефицит в квалифицированных кадрах в сфере физической культуры и спорта: около 70% выпускников физкультурных учебных заведений не работают по специальности из-за низкого уровня заработной платы. В большинстве учреждений и организаций сокращены ставки инструкторов-методистов. Ощущается недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Средний возраст тренеров-преподавателей, работающих в детско-юношеских спортивных школах, пятьдесят лет. В конце 80-х и, особенно, в 90-х годах в Самарской области более чем на 1000 единиц произошло сокращение сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказались от содержания спортивных и оздоровительных объектов, многие из них были закрыты, проданы, переданы другим собственникам или перепрофилированы. Отсутствие необходимого количества спортивных объектов касается всех муниципальных образований области, однако наиболее остро эта проблема ощущается в городских округах. Наряду с низким показателем обеспеченности имеющаяся материально-техническая база физической культуры и спорта используется недостаточно эффективно. В результате этих и ряда других причин Самарская область по числу жителей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, занимает лишь 62-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: -создание современной системы физкультурно-спортивного воспитания населения Самарской области; -модернизация системы физического воспитания различных групп населения, в том числе в образовательных учреждениях; -модернизация системы физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; -совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы физической культуры и спорта Самарской области; -совершенствование системы медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; -разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни; -совершенствование кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта; -развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта. 4. Основные целевые ориентиры и этапы их реализации. В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Самарской области на первом этапе (2009 - 2015 годы) и на втором этапе (2016 - 2020 годы) определены: -увеличение доли граждан Самарской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (на первом этапе - с 12,5 процента в 2009 году до 22 процентов в 2015 году и на втором этапе - до 40 процентов в 2020 году); -увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 28,4 процента до 50 процентов и на втором этапе - до 80 процентов); -увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории (на первом этапе - с 20 процентов до 30 процентов и на втором этапе - до 50 процентов); -увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 1,2 процента до 4 процентов и на втором этапе - до 15 процентов); -достижение объема недельной двигательной активности населения (на первом этапе - от 6 до 8 часов при не менее чем 2-3-разовых занятиях и на втором этапе - 6 - 12 часов при не менее чем 3-4-разовых занятиях в зависимости от возрастных и других особенностей граждан); -повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности (на первом этапе - с 17,6 процента до 22 процентов и на втором этапе - до 40 процентов); -успешное выступление спортсменов и спортивных команд Самарской области на всероссийских и международных соревнованиях. Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении. 5. Создание системы физкультурно-спортивного воспитания населения. 5.1. Основными направлениями создания системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются: -разработка и формирование организационной основы управления развитием физической культуры и спорта; -совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий; -совершенствование взаимодействия субъектов физической культуры и спорта; -разработка параметров двигательной активности для населения различных возрастных и социальных групп; -разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни, в первую очередь подрастающего поколения. 5.2. Для создания системы физкультурно-спортивного воспитания населения необходима реализация комплекса следующих мер: -создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом; -совершенствование системы официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Составной частью календарного плана должна стать система областных спартакиад среди различных групп населения как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий в Самарской области; -разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной активности, включая утреннюю и производственную гимнастику, в зависимости от индивидуальных особенностей граждан; -обеспечение преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях; -реализация дифференцированного подхода к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых в Самарской области видов спорта; -проведение мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги; -повышение роли общественных организаций в управлении физической культурой и спортом в Самарской области; -принятие областной и муниципальных целевых программ развития физической культуры и спорта; -совершенствование учебно-методического, информационного и кадрового обеспечения деятельности органов управления физической культурой и спортом; -совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы в организациях и учреждениях, а также по месту жительства населения; -разработка мер по привлечению волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с трудоспособным населением, лицами старших возрастных групп; -pacпpocтpaнeние пepeдoвoгo oпытa работы по развитию физичecкoй кyльтypы и cпopта. 5.3. Ожидаемыми результатами системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются: на втором этапе: -доведение до 45 процентов количества учреждений и крупных организаций, имеющих спортивные клубы; -увеличение до 35 процентов общего числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, объем недельной двигательной активности, которых составляет не менее 6 часов. 6. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни. 6.1. Основными направлениями разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются: -определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни; -поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации; -расширение аудиторий и повышение качества пропагандистской работы по физической культуре и спорту, здорового образа жизни ведущих телевизионных каналов; -формирование государственного и муниципального заказов на создание и распространение кинематографической, печатной и наглядной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта; -пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма; -проведение оценки эффeктивнoсти пропаганды физичecкoй кyльтypы, спорта и здорового образа жизни; -оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом; -разработка системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения. 6.2. Для пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни необходима реализация комплекса следующих мер: 6.3. Ожидаемыми результатами пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются: -увеличение числа детей, подростков и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях; -повышение степени информированности и уровня знаний различных категорий населения по вопросам физической культуры и спорта, здорового образа жизни; 7. Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях. 7.1. Основными направлениями модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, являются: -модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях; -совершенствование физического воспитания взрослого населения, в том числе лиц, нуждающихся в социальной поддержке; -совершенствование физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и привлечение их к занятиям спортом; -повышение эффективности физической подготовки молодежи допризывного возраста; -улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев общества. 7.2. Для модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса следующих мер: 7.2.1. Физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе: -модернизация физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях; -создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства; -внедрение новых проектов образовательных учреждений с обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, в том числе тренажерных, бассейнов, многопрофильных и комплексных плоскостных спортивных сооружений); -увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений; -внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности; -оснащение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием; -сохранение обязательной формы физкультурного образования - для обучающихся в объеме не менее 3 часов с учетом одного дополнительного часа в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, существенное увеличение объема спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время путем дополнения блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательного режима не менее 8 часов в неделю (для студентов - не менее 4 часов обязательных занятий в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и недельной двигательной активности в объеме не менее 8 часов); -совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов; -внедрение рекомендаций по повышению эффективности проведения обязательных уроков (занятий) физической культуры в системе образовательных учреждений; создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов и классов с углубленным изучением предмета "Физическая культура"; -создание в образовательных учреждениях детско-юношеских спортивных и туристских клубов (центров) и совершенствование подготовки инструкторов спортивного туризма; -разработка и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов; -совершенствование программ повышения квалификации учителей физической культуры и тренеров-преподавателей; -организация ежегодного областного смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы среди обучающихся и студентов; -развитие инфраструктуры детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма и его внедрение в образовательных учреждениях, в спортивно-оздоровительных лагерях, базах рекреационно-реабилитационного типа и учреждениях санаторно-курортного профиля; -совершенствование норматива финансирования учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности. 7.2.2. Физическое воспитание взрослого населения, в том числе: -включение вопросов развития физической культуры и спорта в коллективные договоры между профсоюзами и работодателями; -разработка комплекса мер по предоставлению поддержки предприятиям (независимо от форм собственности), осуществляющим строительство спортивных сооружений; -разработка физкультурно-оздоровительных программ занятий для граждан старшего возраста; -совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы в организациях и учреждениях, а также по месту жительства населения; -создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий граждан старшего возраста, в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания; -содействие развитию физической активности различных категорий и групп населения, занятиям новыми видами спорта, спортивным туризмом и национальными видами спорта; -стимулирование работодателей для создания ими условий физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни среди работников; -разработка мер по привлечению волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с трудоспособным населением, лицами старших возрастных групп; 7.2.3. Физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе: -разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества; -обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества; -создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях; -создание отделений и групп для детей-инвалидов в детско-юношеских спортивных школах; -разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; -разработка мер по кадровому обеспечению физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; -ежегодное проведение Паралимпийской Спартакиады инвалидов Самарской области; -совершенствование научно-методического обеспечения физической культуры и спорта инвалидов. 7.2.4. Содействие в развитии военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, физическая подготовка молодежи допризывного возраста, в том числе: -проведение ежегодных смотров спортивно-массовой работы; -участие в разработке программ развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; -содействие в обеспечении объектов спорта по развитию военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта современным оборудованием и инвентарем; -совершенствование системы подготовки и аттестации тренеров и судей по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта; -содействие в развитии системы дополнительного образования детей; создание экспериментальных площадок для апробирования и внедрения новых форм оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий, физической подготовки молодежи допризывного возраста; содействие в осуществлении спортивного шефства военных частей над образовательными учреждениями, детскими спортивными клубами. 7.3. Ожидаемыми результатами модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, являются: на первом этапе: - обеспечение недельного двигательного режима обучающихся и студентов в объеме не менее 6 - 8 часов в зависимости от возраста и состояния здоровья; -привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 50 процентов обучающихся и студентов дневной формы обучения; -увеличение доли обучающихся и студентов, отнесенных к специальным медицинским группам и посещающих специальные занятия физической культурой, до 75 процентов; -увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 22 процентов общей численности населения; -реализация мер по внедрению производственной физической культуры и привлечению к занятиям производственной физической культурой работников в объеме до 15 процентов общей численности этой категории населения; -создание условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, увеличение числа занимающихся до 4 процентов; на втором этапе: -обеспечение 100-процентного охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой; -привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 80 процентов обучающихся и студентов дневной формы обучения; -обеспечение образовательных учреждений объектами спорта; -увеличение доли обучающихся и студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, посещающих специальные занятия физической культурой, до 95 процентов; -увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 40 процентов общей численности населения; -создание в муниципальных образованиях инфраструктуры физкультурно-спортивного и оздоровительного назначения и рекреационных территорий; -увеличение доли занимающихся производственной физической культурой в организациях до 25 процентов общей численности их работников; -увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 15 процентов; -увеличение до 80 процентов общей численности допризывной молодежи доли лиц, физически подготовленных к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и войсках органов безопасности и правопорядка. 8. Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва. 8.1. Основными направлениями совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва являются: -развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва; -развитие студенческого спорта; -совершенствование системы развития спорта высших достижений; -усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров; -укрепление материально-технической базы; 8.2. Для совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва необходима реализация комплекса следующих мер: -модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерско-преподавательского состава; -развитие учреждений спортивной подготовки; -стимулирование развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых; -совершенствование системы проведения областных соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений; -разработка и внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья; -реализация мер по развитию в спортивных школах параолимпийских видов спорта; -разработка учебно-тренировочных программ спортивных школ по видам спорта с учетом современных спортивных технологий; -формирование системы мониторинга здоровья спортсменов высокого класса и спортивного резерва. 8.3. Для совершенствования спорта высших достижений необходимо: -модернизировать систему подготовки спортсменов высокого класса, включая совершенствование системы управления процессом подготовки спортсменов высокого класса; -разработать перспективные научно-методические и медико-биологические технологии, направленные на совершенствование содержания и структуры тренировочного процесса спортсменов высокого класса; -внедрять инновационные технологии подготовки спортсменов, включая медицинское обеспечение, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья; -развивать молодежные общественные организации в сфере физической культуры и спорта; -принять меры по развитию студенческого спорта в Самарской области, включая создание спортивных клубов и оказание информационной поддержки развитию студенческого спорта; -проводить раз в 2 года областные универсиады по зимним и летним видам спорта; -проводить на территории Самарской области спортивные мероприятия всероссийского и международного уровня по наиболее популярным видам спорта, а также комплексные всероссийские спортивные мероприятия; -обеспечить стажировку ведущих тренеров Самарской области в спортивных сборных командах России по видам спорта; -создать систему непрерывного образования, включая подготовку и повышение квалификации тренерского состава, специалистов спортивной медицины, спортивных судей; -принять меры по реконструкции и модернизации существующих спортивных баз и строительство новых; -улучшить оснащение объектов спорта необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом; -улучшить материально-техническое обеспечение организаций физической культуры и спорта и подведомственных министерству учреждений; -разработать инвестиционные программы в сфере физической культуры и спорта в условиях современной рыночной экономики; -разработать систему мер по социальной защите спортсменов и тренеров, в том числе путем усиления адресности социальной помощи выдающимся спортсменам. 8.4. Ожидаемыми результатами совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва являются: на первом этапе - увеличение доли лиц, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, до 30 процентов, а на втором этапе – до 50 процентов от общей численности детей 6 - 15 лет. 9. Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. 9.1. Основными направлениями развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются: -совершенствование системы управления сферой физической культуры и спорта на всех уровнях; -улучшение кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта; -создание научно-методического обеспечения в сфере физической культуры и спорта. 9.2. Для развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер: -совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области в области физической культуры и спорта с органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами; -внедрение системы показателей оценки эффективности деятельности различных организаций по развитию физической культуры и спорта и использования спортивных объектов; -разработка программы информатизации сферы физической культуры и спорта и организация работы по ее внедрению; -разработка рекомендаций по организации работы органов местного самоуправления Самарской области в сфере развития физической культурой и спорта; -формирование областной врачебно-физкультурной службы с созданием областного врачебно-физкультурного диспансера. 9.3. Для решения задач кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта необходимо: -совершенствовать систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе специалистов в области спортивной медицины и спортивной психологии; -организовать подготовку квалифицированных специалистов по адаптивному спорту; -организовать проведение областного конкурса на лучшего преподавателя физической культуры, тренера, спортсмена, спортивного врача; -сформировать многоуровневую систему непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава; -разработать меры по подготовке волонтеров для улучшения кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта. 9.4. Ожидаемыми результатами развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются: создание современной системы организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий. 10. Развитие инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта. 10.1. Основными направлениями развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются: -разработка мер по обеспечению инновационного характера создания и развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта; -определение показателей эффективности использования объектов спорта; -улучшение оснащения объектов спорта необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом; -разработка комплекса мер по развитию малого предпринимательства и государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта; -развитие баз подготовки спортсменов высокого класса, включая паралимпийцев и сурдолимпийцев; -обеспечение беспрепятственного доступа для инвалидов в объекты спорта; -совершенствование системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта. 10.2. Для развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер: -улучшение материально-технического обеспечения организаций физической культуры и спорта; -развитие системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области на основе показателей, характеризующих развитие инфраструктуры физической культуры и спорта; -ведение реестра объектов спорта всех видов собственности (спортивные залы, плоскостные спортивные сооружения, плавательные бассейны); -разработка нормативов материально-технического оснащения занятий по физической культуре в образовательных учреждениях; -разработка комплекса мер по предоставлению поддержки предприятиям (независимо от форм собственности), вкладывающим средства в строительство спортивных сооружений; - создание в рекреационных зонах условий для активного отдыха населения: в летнее время – устройство велосипедных трасс, площадок для занятий молодежными видами спорта, в зимнее – лыжных трасс и ледовых площадок; 10.3. Ожидаемыми результатами развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности является: -повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности: на первом этапе - до 22 процентов и на втором этапе - до 40 процентов. 11. Объем и источники финансирования мероприятий Стратегии. Финансовое обеспечение реализации Стратегии предусматривается за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов городских округов и муниципальных районов Самарской области и внебюджетных источников. Финансирование мероприятий по реализации Стратегии осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий год. 12. Мониторинг и контроль реализации Стратегии. Мониторинг и контроль реализации Стратегии будут осуществляться министерством спорта, туризма и молодежной политики Самарской области с участием заинтересованных органов исполнительной власти Самарской области. 13. Заключительные положения. Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики Самарской области. Реализация Стратегии позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни большинство населения Самарской области, что, в конечном счете, положительно скажется на улучшении здоровья ее граждан. Создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва позволит самарским спортсменам стабильно побеждать на крупнейших всероссийских и международных спортивных соревнованиях. Важнейшими элементами Стратегии, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в Самарской области на перспективу, станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. Конечной целью всех этих преобразований является вклад физической культуры и спорта в развитие человеческого потенциала Самарской области, в сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения. |